Лицензия на продажу пиротехники — нужна ли она? Требования к специализированному магазину по продаже пиротехники.
В связи с вопросами некоторых посетителей нашего сайта и ряда клиентов нашего специализированного магазина по продаже пиротехники "как получить лицензию на продажу пиротехники", " нужна ли лицензия на продажу пиротехники", "требования к магазину пиротехники" и им подобными, мы решили поделиться информацией по этой теме, по-видимому, представляющей интерес для всех, кто решил заняться таким бизнесом.
Нормативно-правовое регулирование оптовой и розничной торговли пиротехнической продукцией подробно изложено в статье "Современное состояние нормативно-правовой базы в сфере оборота пиротехнической продукции в России" (авторы Шевченко С.В., Брыгин Ю.П.; журнал "Право и безопасность", № 3-4, декабрь 2006г., с.129-135). Прочитать эту статью можно на сайте указанного журнала в разделе "Архив" .
Однако со времени выхода статьи появились некоторые новые нормативные документы, которыми вносятся дополнения и уточнения в розничную торговлю развлекательной пиротехникой бытового назначения (профессиональную пиротехнику, т.е. изделия IV-V-го классов опасности по ГОСТ Р51270-99 мы не рассматриваем, так как в условиях ее распространения практически ничего не изменилось и по-прежнему необходима лицензия). Прежде всего речь идет о Постановлении Правительства РФ от 22 декабря 2009г. №1052 "Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий".
С 15 февраля 2012г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", ТР ТС 006/2011. С точки зрения организации розничной торговли пиротехнической продукцией бытового назначения наиболее важными являются положения Статьи 4 (Требования безопасности), части 5, пункт б: "розничная торговля пиротехническими изделиями бытового назначения производится в магазинах, отделах и секциях магазинов, павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции, исключающих попадание на нее прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Непосредственные нормы загрузки торговых помещений пиротехническими изделиями устанавливаются из расчета 1200 кг пиротехнических изделий по массе брутто на каждые 25 кв.м торгового помещения. В торговых помещениях менее 25 кв.м допускается хранение и реализация одновременно не более 333 кг пиротехнических изделий бытового назначения по массе брутто".
С 01 сентября 2012 года в полной мере действуют "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. №390 (скачать постановление, формат doc, 635 kB), где в разделах I. Общие требования и VII. Объекты организаций торговли указаны требования к помещениям для хранения и торговли пиротехническими изделиями.
Так что же необходимо предпринять, чтобы торговать в розницу пиротехникой бытового назначения с учетом существующего на сегодняшний день законодательства и региональных требований?
Основные требования, а также наши рекомендации на основе многолетней практики торговли пиротехнической продукцией можно свести к следующим положениям:
- Лицензия на продажу пиротехники бытового назначения (I-III класс опасности) — не требуется.
- Торговое помещение (специализированные секция, отдел, павильон или киоск) должно cоответствовать тем требованиям, которые изложены в вышеприведенных нормативных документах. Здесь же Вы найдете и нормы хранения пиротехнической продукции в торговом зале в зависимости от его площади, в кладовых при таких торговых залах, а также требования к витринам. Лучше, если витрины будут из несгораемых материалов — меньше будет нареканий со стороны пожарного надзора.
- Получить свидетельство о внесении объекта стационарной торговой сети в реестр объектов потребительского рынка своего региона, т.е. зарегистрироваться в качестве розничного торговца пиротехникой в отделе потребительского рынка своего муниципального района.
- Если Вы планируете открыть отдельно стоящий киоск, павильон или магазин, то придется основательно его оснастить:
- охранно-пожарной сигнализацией;
- аварийным освещением;
- первичными средствами пожаротушения (здесь лучше заручиться рекомендациями местных органов пожарного надзора);
- предусмотреть запасной выход (а если этаж 2-й и выше, то подумать и об аварийном выходе, например, через окно с помощью веревочной лестницы);
- максимально исключить в отделке помещений горючие материалы и материалы, выделяющие при нагревании токсичные вещества;
- оборудовать Уголок покупателя (доска объявлений), в котором будет размещена информация о Вас, как о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, телефоны контролирующих организаций, Закон РФ "О защите прав потребителей", книга жалоб и предложений и другие информационные материалы о себе, которые Вы посчитаете целесообразными.
- Кассовый аппарат (даже если разрешено обходиться без него — пусть лучше будет — чем точнее учет, тем надежнее для Вашего бизнеса).
- Терминальный аппарат для приема оплаты банковскими картами. Его наличие в торговой точке стало сейчас своего рода визитной карточкой солидной и заслуживающей доверия фирмы.
- Аппаратура для видеодемонстрации работы фейерверочных изделий. Как правило, все сертифицированные изделия, распространяемые на рынке пиротехнической продукции в стране, сопровождаются видеокаталогами фирм-поставщиков.
- Ну и, конечно, торговый персонал — продавцы-консультанты (они же и кассиры), который должен пройти обучение и аттестацию по безопасному обращению с таким специфическим товаром, как пиротехника. От их квалификации будет зависеть не только благополучие фирмы, но и безопасность покупателей, их родных и близких им людей.
- И наконец сама пиротехническая продукция — хлопушки, бенгальские свечи, римские свечи, пиротехнические факелы, петарды, фонтаны, огненные вращающиеся солнца, ракеты, фестивальные шары и большое разнообразие батарей фейерверков (салютов) с широким диапазоном диаметра стволов и их количества в одной батарее, а также видов зрелищных эффектов — ее ассортимент в настоящее время очень богат. Он предлагается под такими, хорошо известными, торговыми марками как
"Русский фейерверк", "Русская пиротехника", "Фейерлэнд", "Фаворит — Ориент", "Большой праздник", "Салюты России", "Пирофф" и др., их дистрибьюторами и дилерами (в том числе и нашей фирмой). Главное — чтобы продукция была неконтрафактная и сертифицированная.
Это основное что необходимо знать и чем руководствоваться при организации торговли пиротехникой. И всегда помнить, что пиротехника — товар повышенной опасности. Дополнительную информацию, разъяснения и уточнения можно получить, обратившись:
- по телефонам 8(919)139-39-49, 8(496)342-51-40
- письменно по электронной почте sales@piromagazin.ru
.
Ю.П. Брыгин, канд. техн. наук